О светлом будущем цифровой печати

Нужны ли Украине тяжелые цифровые машины, или Зачем платить больше.

Текст: Юрий Иванченко

Нюансы развития

Рынок цифровой печати на постсоветских просторах растет, и у него огромные перспективы. Однако есть нюансы, связанные с методикой оценки этого роста. Если брать во внимание отношение количества и производительности инсталлированной за некоторый период техники к соответствующим показателям уже работающей на рынке, то получаются очень приличные цифры. Однако когда переходим на абсолютные значения, то они не впечатляют, если сравнивать с той же Европой и Америкой, у которых процентный рост выглядит хуже, чем у нас.

Приведем пример. В Германии работает около 5 тыс. машин Xerox класса Sfida. Их суммарная максимальная производительность порядка 500 млн кликов А3 в месяц. Аналогичный показатель одной машины класса iGen3 при полной загрузке – 1 млн кликов А3 в месяц. Предположим, что после Ipex три машины iGen3 установили в Германии, и тогда прирост производительности парка цифровой техники класса Graphic Arts составит 0,6%. Прирост по ее количеству – только 0,06%.

Для Украины, где эксплуатируется около 20 машин Sfida (максимальная суммарная производительность – около 2 млн кликов в месяц), при возможном появлении первой iGen3 аналогичные показатели составят соответственно 50 и 5%. Эти расчеты весьма и весьма приблизительны, однако четко отражают описанные выше тенденции развития. Таким образом, мы видим, что, несмотря на рост рынка цифровой печати в процентах, его увеличение в контексте общего объема полиграфической продукции не так заметно, как в развитых странах.

Причины отставания

Первой из них будет молодость украинского рынка, второй – экономическое отставание, которое, помимо отсутствия достаточного спроса на услугу цифровой печати, скрывает в себе избитую тему стоимости рабочей силы в СНГ и странах третьего мира. Для Киева цена на офсетную печать в 50–60 долл. за 500 листов формата А3 (4+0) без стоимости бумаги является вполне реальной. Отсюда получаем 10–12 центов за копию, причем сюда уже заложена рентабельность на уровне как минимум 50%. В случае же цифрового оборудования 10–12 центов – это стоимость печати без прибыли владельца машины.

Цифровая техника отличается по производительности и стоимости. Чем они больше, тем более «промышленной» будет модель и тем меньше себестоимость печати. Принцип известный, но!..

1. В сегменте малых тиражей альтернативы цифровой печати нет – это факт.

2. Расходные материалы (прежде всего тонеры) для цифровых машин хорошо запатентованы. «Рецепт» их приготовления – коммерческая тайна, отводящая производителю роль монополиста, чего не скажешь о рынке материалов для офсета, где монополию заменяет свободная конкурентная борьба.

3. Следствием п. 2 является то, что, устанавливая цены на носители, производитель может не основываться на принципах себестоимости, рентабельности и т. д. Ценообразованием управляет сугубо маркетинг.

О будущем цифровой печати

Простейшим примером служит тонер для Xerox DC 12 и DC 2045/2060/5252/6060/7000/8000. В таких машинах он одинаковый, но для DC 12 в пересчете на килограмм стоит в два раза дороже, чем для остальных. Итак, если для оборудования типа DC 12, Canon CLC 3220, Konica Minolta bizhub Pro C350 и др. себестоимость оттиска составляет 15–20 центов за А3 (4+0), то для топовых моделей Xerox iGen3, HP Indigo press 5000, Konica Minolta bizhub Pro C6500 она будет чуть меньше 10 центов. При этом разница в цене машин составляет полтора порядка (!), а себестоимость оттиска отличается лишь в 2–2,5 раза. Но несложно догадаться, что даже с такой себестоимостью производители получают прибыль на продажах носителей (особенно тонере). Фактически, устанавливая цифровую машину, продавец только начинает зарабатывать на ней, продавая ее владельцу расходники, а тот, определяя себестоимость печати на высокопроизводительной технике в Европе и Штатах, руководствуется не себестоимостью расходников и запчастей, а конъюнктурой полиграфического рынка. На Западе цена 5–10 центов за оттиск формата А3 (4+0) позволяет цифре полноценно конкурировать с офсетом на тиражах до 3000 экз. Под полноценной конкуренцией подразумевается не ситуативный выбор цифрового способа, когда сроки заставляют закрыть глаза на более высокую стоимость печати, а тот случай, когда она действительно дешевле офсетной. При таком подходе цена последней, обусловленная более дорогой рабочей силой, является основным отличием почвы, на которой развивается рынок цифры в развитых странах и Украине. И все было бы ничего, но против максимальной рентабельной зарубежной планки в 3000 оттисков в наших условиях мы получаем лишь 500. C учетом требований к срокам и стабильности качества становится очевидно, что для печати 500 и 3000 л. (это предельный размер заказа, в среднем же получается меньше) нужны разные по классу машины. Конечно, на маленькой технике типа Xerox DC 12 можно отпечатать как 500, так и 3000 л., но разнотон и затраченное время не понравятся клиенту. Потому для построения полноценной цифровой типографии требуется оборудование большей производительности. Но насколько большей? Кроме того, покупка топовых моделей для чисто коммерческой печати малоэффективна, поскольку при нынешних рыночных условиях полностью загрузить ее трудно.

Чтобы зарабатывать на цифровой машине с рекомендуемой месячной нагрузкой 0,5–1 млн оттисков А3 при планке рентабельности 400–600 л., нужно выполнить 2–5 тыс. заказов в месяц тиражами 200–500 л. И при круглосуточной работе шесть дней в неделю типография должна выполнять 100–200 заказов в сутки. А если ко всему этому прибавить мелкие работы объемом 1–100 л. формата А3, то при такой загрузке потребуется фирма со штатом более 50 чел. и 2–5 тыс. налоговых накладных в месяц, то есть необходимо помещение площадью 500 м2 ближе к центру города либо неслабый отдел курьерской доставки.

Конечно, можно говорить о печати сложной продукции, где общее количество листов составляет те же 3000 (формат А3), а при этом на каждый из спусков приходится, скажем, по 100 л. Но таких заказов мало, и основывать на них бизнесплан я бы не стал.

Безусловным преимуществом цифры является печать переменных данных, однако сегодняшний объем коммерческих заказов такого типа в Украине не позволяет открывать коммерческую типографию с расчетом на них.

Светлое будущее

Логично было бы ожидать от производителей цифровой техники пересмотра цен на расходные материалы для цифровых машин в странах третьего мира для более эффективной конкуренции с офсетом и более быстрого роста рынка. Однако тем проще подождать, пока подорожает офсет, чем вводить дифференцированный подход, как это было, например, на банках с советской сгущенкой: «цена 1-го пояса, 2-го, 3-го». Ведь цифровая технология еще очень молода и требует огромных средств на развитие, а уровень себестоимости печати является платой за это.

В общем, мое мнение сводится к тому, что покупка и загрузка большого количества топовых цифровых машин малотиражными оперативными коммерческими работами, в которых не используются уникальные возможности цифры, недоступные офсету, в ближайшие годы нереальны. Их будут покупать и уже покупают в основном под конкретные проекты (печать счетов за какие-либо услуги крупными операторами рынка и т. д.). Очень интересной сферой применения промышленного цифрового оборудования мог бы стать директ-мейл, но в отличие от Запада массового распространения в чистом виде он пока не получил, хотя его время, несомненно, придет.

В принципе, при наличии развитой инфраструктуры приема и сопровождения заказов загрузку 200–300 тыс. оттисков А3 (4+0) в месяц можно «насобирать». А если к этому добавить и некоторый частный капитал, готовый работать на перспективу, то вероятно появление топовой (загруженной на 50% и с большим запасом производительности) чисто коммерческой цифровой машины в одном из крупных городов нашей страны. Однако цена офсета будет строгим ограничителем для развития, которое, как уже говорилось, сможет пойти в основном по пути увеличения количества заказов, а не тиражей. При такой загрузке техники окупаемость проекта будет достаточно долгой, по меркам украинского кредитного рынка с его кредитными ставками. Здесь в выигрыше окажется игрок с бОльшими финансовыми ресурсами на момент приобретения оборудования.

Появление такого проекта «с нуля» маловероятно, поэтому, скорее всего, на роль флагмана могут претендовать несколько киевских компаний и несколько в регионах. Дальнейшее развитие сегмента цифровой печати будет проходить медленно, по мере роста уровня жизни в Украине и спроса на типично «цифровую печать», что приведет к росту стоимости рабочей силы и, как следствие, цен на офсет.

Об авторе:

Юрий Иванченко, технический директор цифровой типографии «Фастпринт», Киев

(две машины Xerox DC 12, две DC 2060).

ic
Посмотреть на карте Пн - Пт: 9:30 - 18:30
Пн - Пт: 10:00 - 15:00
Быстрый заказ
Заявка на расчет стоимости
Задать вопрос

Задайте вопрос и мы свяжемся с вами в течение 3-х часов.
Или свяжитесь удобным способом >

Задать вопрос
Заявка принята!
Спасибо!
Совсем скоро мы свяжемся с вами!