Руководство по подготовке контура для плоттерной порезки
Подготовка контура для порезки фигурных изделий требует особого внимания, т.к. каждый элемент созданного в электронном виде контура является командой управления движения режущей или бигующей головки плоттера.
Плоттеры бывают планшетными и рулонными. Компания Фастпринт имеет в своем парке оборудования четыре планшетных режущих плоттера.
В планшетном плоттере используемый материал строго фиксируется на планшете, а режущие инструменты подвижны. Благодаря этим "умным" ножам, четко исполняющим программные задачи с компьютера, режутся задуманные фигуры. Такие машины используются как для производства различных фигурных изделий, самоклеек, а также для биговки либо же разрезки картона, пластика, винила, плотной бумаги, ну и других типов материала. Традиционно планшетные плоттеры используются для сквозной прорезки тех или иных листов. В таких плоттерах используется так называемый флюгерный нож.
Подготовка контура для порезки фигурных изделий с помощью таких плоттеров требует особого внимания, т.к. каждый элемент созданного в электронном виде контура является командой управления движения режущей или бигующей головки плоттера.
При подготовке контура для плоттерной порезки необходимо учитывать следующее:
- контур должен быть подготовлен в векторном виде (Adobe Illustrator, CorelDRAW)
- контур должен находится в отдельном слое
- контур должен содержать в себе только сплошные линии
- контур должен быть максимально замкнутым
- контур должен содержать минимальное количество узлов и минимальное количество линий
- желательно учитывать направление линий контура - начальную и конечную точки линий
- желательно избегать использование острых углов в контуре
Рассмотрим подробнее каждое из требований.
Контур принимается в работу созданный в векторном виде в программах Adobe Illustrator или CorelDRAW в отдельном слое. Рассмотрим на примере программы Adobe Illustrator.
Все линии в контуре должны быть сплошными. Если в контуре присутствуют линии биговки и порезки, то их необходимо выделить разными цветами: порезка - красным, биговка - черным цветом. Желательно не использовать для обозначения биговки штрихпунктирные линии. Толщина линий контура значения не имеет и используется лишь для комфортного визуального восприятия контура на экране монитора (как правило это 0,5-2 пункта)
Контур должен быть максимально замкнутым. На этом моменте остановимся поподробнее. Каждая линия контура определенного цвета - это команда управления режущими или бигующими элементами плоттера. В начальной точке каждой линии контура режущая головка опускается на материал, осуществляется порезка или биговка (зависит от цвета линии в контуре) и в конечной точке линии контура головка подымается. Далее происходит перемещение к начальной точке следующей линии контура и так далее. Именно по этому замкнутость очень важна при подготовке контура для порезки и позволяет производить порезку быстро и не подымая головку от материала.
На рисунках ниже показана правильнось подготовки контура. На рис.3 (неправильный вариант) контур состоит из 3 линий, хотя визуально он кажется замкнутым, и в процессе порезки такого контура режущая головка будет осуществлять три цикла опускания-поднятия ножа, и в этих местах возможны зацепки на материале, что ухудшит качество порезки, и в следствии, чего внешний эстетический вид вырезаемого изделия. Для контроля замкнутости контура и количества элементов в нем, рекомендуется использовать окно Слои (Layers), как показано на рис.3 и рис.4. Для объединения нескольких линий в одну, существует команда Объединить (Join, Ctrl+J) и после ее применения на рис.4 мы видим, что линия контура теперь одна и ее порезка будет осуществляться непрерывно без поднятия ножа в угловых точках.
ВНИМАНИЕ! Не путайте замкнутость конутра с группировкой элементов в Adobe Illustrator. (рис.5). В контуре не должно присутствовать сгруппированных элементов (все группы должны быть разгруппированы).
Контур должен содержать минимальное количество узлов и минимальное количество линий. Иногда при создании или экспорте в формат Adobe Illustrator (.eps или .ai) в контуре могут появится лишние узловые точки и двойные линии (наложение), а ведь каждый узел и каждая линия или кривая - это команда управления головкой плоттера. Наличие таких наложений или "пустых" (отдельновисящих) узлов нужно проверить в окне Слои (Layers) и лишнее удалить. Также можно воспользоваться командой Очистка (Clean Up) в меню Объект -> Контур (Object -> Path) как показано на рис.6.
Желательно учитывать направление линий контура. Каждая линия или кривая контура имеет свое начало, направление и конец (и даже замкнутый контур). Более наглядно это можно увидеть, открыв контур .eps в программе CorelDRAW. Выделив весь контур, выберите инструмент Shape Tool (F10). На рис.7 и рис.8 показано визуально начало и конец каждой линии или кривой контура.
Так как режущий флюгерный нож при порезке поворачивается по направлению движения головки плоттера, при подготовке контура желательно максимальное количество параллельных линий создавать в одном направлении. Это позволит избежать поворотов ножа при порезке таких линий на 180°, потому как в месте разворота ножа на материале образуется зацепка или подрыв.
Желательно избегать использование острых углов в контуре по той же причине - нож при порезке не может резко развернуться по острому углу и пойти в другом направлении - существует некая инерция при повороте ножа. Качество острых углов также зависит от материала, который используется при порезке.