Когда мы сталкиваемся с графическим дизайном и полиграфией, обязательно возникает вопрос правильного выбора лучшей цветовой модели в зависимости от решаемой задачи, но сначала рассмотрим простое определение и вспомним, что же такое цветная модель.
Итак, цветная модель – это математическое описание цветов в виде набора чисел. Поговорим о двух самых распространенных цветовых моделях – это RGB и CMYK.
Для того, чтобы понять, что лучше RGB или CMYK, следует углубиться в эти два срока и понять суть и преимущества каждого из них, ведь именно эти цветовые модели отвечают за отображение цветов в цифровом и воспроизведение их в печатном виде.
Начнем с RGB.
RGB – аббревиатура от английских слов Red, Green и Blue. Это система трех основных цветов: красный, зеленый и синий. Именно такой выбор основных цветов обусловлен спецификой строения человека, но углубляться в анатомию сегодня мы не будем.
Данная цветная модель обычно используется при работе с цифровыми носителями, например, мы ее наблюдаем на экранах гаджетов. Генерация цветов здесь происходит аддитивно, то есть путем сочетания трех основных компонентов разной насыщенности. Этот режим дает возможность создавать широкий спектр цветов, которые имеют идеальное применение в технике с экранами.
Основные преимущества RGB
Главное преимущество цветовой модели RGB – это возможность создания динамических и ярких цветов с помощью лучей света, что имеет особое значение в отображении информации именно на цифровых устройствах.
Рассмотрим примеры использования RGB-модели:
- Веб-дизайн
- Графический дизайн
- UX/UI дизайн
- Дизайн приложений (приложений)
- Фото и видео контент
- Инфографика
На любом дисплее (компьютер, телевизор, планшет, смартфон, камера, фотоаппарат и др.) отображение цветов с помощью RGB-модели всегда будет выглядеть максимально ярко и привлекательно.
Диапазон цветов в системе RGB
Как мы уже отмечали ранее, наблюдать весь спектр оттенков этой цветовой модели возможно только с помощью экрана монитора, точнее с помощью излучения света с экрана.
Цветовая модель RGB имеет широкий спектр цветов. Смешивая три основных цвета разной интенсивности мы можем получить более шестнадцати миллионов разных оттенков. Это предоставляет большие возможности для точной цветопередачи при создании цифровых проектов любой сложности.
Каждый канал RGB соответствует числовому значению от 0 до 255, или другими словами – каждый цвет имеет отдельное значение насыщенности конкретной компоненты в образовавшемся цвете.
Примеры цветов в RGB:
R=0, G=0, B=0 – черный
R=255, G=0, B=0 – красный
R=255, G=255, B=0 – желтый
R=255, G=165, B=0 – оранжевый
R=255, G=255, B=255 – белый
В каких файлах лучше сохранять изображения в режиме RGB
Если вы углубились в информацию о генерации цвета в системе RGB и планируете работать в этой области – узнайте с какими файлами вам лучше иметь дело, ведь от этого зависит качество конечного продукта.
Для работы с RGB лучше выбрать файлы с расширением JPEG, PNG и GIF. Они наиболее распространены из всех существующих.
Для понимания – несколько слов о каждом из них:
- JPEG – идеальный формат для работы с фотографиями и другими сложными изображениями.
- PNG – отличный вариант работы с графикой, которая требует использования прозрачностей.
- GIF – лучший вариант для работы с анимированными кадрами.
Теперь подробнее о CMYK
CMYK – аббревиатура с английского Cyan, Magenta, Yellow, Black (key color – ключевой цвет, существует версия, что первая буква выбрана таким образом, чтобы не путать black и blue), а значит, это система четырех основных цветов: голубой, пурпурный, желтый и черный. Данная цветная модель была разработана специально для правильной цветопередачи на печатных материалах.
В отличие от RGB, CMYK представляет собой субтрактивную цветовую систему, где цвет формируется за счет исключения определенных цветов из базового – в данном случае белого цвета (цвет бумаги), который на 100 процентов отражает свет. То есть, здесь учитывается количество отраженного, а не поглощенного цвета.
В системе CMYK каждый цвет задается четырьмя координатами, которые находятся в диапазоне от 0 до 100 процентов. В таком случае 0 – это белый (отсутствие цвета), 100 – это черный. То есть чем больше будет значение – тем насыщеннее цвет мы получим.
Основные преимущества CMYK
CMYK – система отображения (генерации) цветов при печати на бумаге. Именно благодаря ей мы можем достичь правильной цветопередачи на печатных материалах и, следовательно, желаемого конечного результата.
К примеру, цветная модель CMYK отлично воспроизводит фотографические изображения – в печатном виде они выглядят реалистично и гармонично, на них отчетливо видны градиенты, плавные переходы и другие детали. Достичь такого результата удается с помощью полутонов (оттенков). Если рассмотреть печатное изображение под лупой, можно заметить маленькие разноцветные точки, каждая из которых имеет свой оттенок.
Профессиональным языком эти точки называются растром (от немецкого Raster (сетка)). На расстоянии мы видим гармоничную картинку, в которой эти точки сливаются в одно целое. Вот такая оптическая иллюзия получается.
Итак, цветная модель CMYK – идеальна для использования в печатных материалах. Она гарантирует максимальное приближение цветопередачи к оригинальному.
Рассмотрим несколько примеров использования системы CMYK в производстве печатной продукции:
- Наклейки, стикеры
- Упаковка, коробки, конверты
- Открытки, открытки, флаеры
- Плакаты, постеры
- Буклеты, брошюры, каталоги
- Наружная реклама
- POS-материалы и многое другое.
Цветовой диапазон CMYK
По сравнению с RGB, CMYK имеет более ограниченный спектр цветов, что важно понимать, готовя цифровые макеты к печати. К примеру, все опытные дизайнеры знают и всегда помнят тот факт, что цветовая модель CMYK не может точно отразить яркие кислотные цвета системы RGB.
Лучший формат для хранения изображения в CMYK
Учитывая, что макеты в CMYK обычно готовятся именно для печати – лучший формат для хранения это Adobe PDF. Это профессиональное расширение со встроенными цветными профилями CMYK, что позволяет сохранять условную точность цветопередачи при печати. Adobe PDF является определенным стандартом для обмена макетами в полиграфии.
Сравнительные характеристики RGB и CMYK-моделей:
Свойство | RGB | CMYK |
---|---|---|
Метод генерации цвета |
Адитивный (метод сочетания) |
Субтрактивный (метод исключения) |
Основные цвета |
Красный, зеленый, синий |
Голубой, пурпурный, желтый, черный |
Спектр цветов |
Широкий диапазон цветов (до 16 000 000 оттенков) |
Ограниченный цветовой охват |
Использование |
Цифровой дизайн |
Дизайн печатной продукции |
Форматы файлов |
JPEG, PNG, GIF |
PDF, EPS, TIFF |
Возможности воспроизведения цвета |
Яркие, кислотные и динамические цвета |
Реалистическое и точное отображение на печати |
Преобразование цвета в другую цветовую модель |
Преобразование может привести к изменению цвета |
Преобразование может привести к изменению цвета |
Целесообразность использования при печати |
Не подходит для печати |
Предназначен для печати |
Необходимость цветного профиля |
Не критично |
Важно для точного отображения |
Понятно, что основная разница между RGB и CMYK заключается именно в методе генерации цветов, а это очень важно при работе с графическим дизайном и подготовкой макетов к печати. Ведь цвет, который вы видите на экране монитора в цифровой версии макета, будет отличаться от того, какой вы получите при печати его же на физических носителях.
Проверка цветового режима RGB/CMYK
Допечатная подготовка макета в первую очередь предполагает проверку цветовой модели использованной в файле, ведь как мы разобрались выше – от этого зависит цветопередача и качество печатного материала.
Остановимся подробнее на проверке цветового режима в трех профессиональных и наиболее популярных редакторах.
Photoshop
В Photoshop цветная модель указана в скобках на вкладке документа. Вы также можете найти ее, перейдя в «Изображение»> «Режим». Режим цвета документа будет отмечен галочкой.
Illustrator
В Illustrator найти цветной режим вы можете, перейдя в «Файл»> «Цветовой режим документа», он будет отмечен галочкой.
InDesign
Один из простых способов проверить цветовой режим в InDesign — использовать панель «Цвет». Выделите «Окно»> «Цвет»> «Цвет» – доступ к панели «Цвет», если она не отображается ранее. На этой панели вы найдете значения цвета, выраженные в процентах CMYK или RGB. Отображаемый конкретный режим будет зависеть от цветового режима, установленного для вашего документа.
Преобразование между RGB и CMYK
Преобразовать одну модель в другую достаточно просто, но важно понимать основные характеристики каждой из них, чтобы сделать это грамотно.
Итак, преобразование дизайна из RGB в CMYK включает в себя преобразование цветов из более широкой цветовой гаммы RGB в более ограниченную гамму CMYK. И здесь основная задача – сохранить нужный вид цвета и максимально сохранить внешний вид макета.
Такие преобразования обычно выполняются с помощью тех же редакторов, которые мы рассматривали выше: Adobe Photoshop, Illustrator или InDesign. В этих программах опытные дизайнеры не просто превратят одну модель в другую, но и при необходимости откорректируют макет до нужного вида. Ведь изменение цвета из-за разницы в цветовой гамме между RGB и CMYK совсем не редкость.
Готовя макет к печати, дизайнер обратит внимание не только на цвет, но и на другие технические характеристики макета и соответствие их требованиям типографии и конкретной технологии печати.
Рассмотрим основные шаги по преобразованию цветовой модели RGB в CMYK:
- Откройте файл с макетом в выбранном редакторе.
- Проверьте цветовую модель в макете.
- При убеждении в том, что цвета заданы в системе RGB – перейдите к настройкам управления цветом.
- Отрегулируйте цветовой режим в соответствии с рекомендациями к конкретному редактору, описанному выше.
- Проверьте соответствие цветов и актуальное отображение дизайна в макете.
- При необходимости проведите дополнительные манипуляции относительно цветокоррекции и других составляющих макета.
- Сохраните файл в формате PDF.
- Окончательно проверьте макет перед печатью.
Как уже отмечалось ранее, некоторые цвета при преобразовании в другую цветовую систему могут воспроизводиться неточно из-за различий в цветовой гамме. Например, яркие и насыщенные цвета RGB, выходящие за пределы гаммы CMYK, могут выглядеть более тусклыми, менее яркими и, возможно, даже слишком темными. Однако дизайнеры знают это и учитывают такие свойства при создании макета для печати.
Какой черный лучше?
При использовании модели CMYK черный цвет можно задать одним основным каналом, то есть C = 0%, M = 0%, Y = 0%, K = 100%, но в этом случае, к сожалению, черный будет недостаточно насыщенным и даже будет больше похож на темно серый цвет.
Для того чтобы сделать черный цвет максимально темным, следует воспользоваться такой формулой, а именно: C = 60%, M = 60%, Y = 60% и K = 90%.
Плашечные цвета, палитра Pantone
Иногда возможностей триадного цвета (комбинации четырех основных красок) недостаточно для получения безупречного результата.
Как мы уже писали раньше – некоторые цвета не охватываются CMYK, а некоторые вроде бы и охватываются и время от времени дают разные результаты. Иногда с этим можно смириться, а иногда, например, когда речь идет о корпоративных цветах, такой вариант совсем не приемлем. Это создает так называемую проблему “попадания в цвет”.
В таких случаях на помощь приходят плашечные цвета, то есть специальные предварительно смешанные краски, которые используются вместо или дополнительно к CMYK.
Если говорить именно о замене триадного цвета плашечным – это не всегда актуально. К примеру, при работе с графическим дизайном – да, но вот для печати фотографий – совершенно не имеет смысла. Однако, если возникает необходимость в дополнении модели CMYK плашечным цветом, например, когда требуется печать фото с логотипом определенного цвета, который выходит за пределы гаммы CMYK – это идеальный вариант.
В отличие от цветов, генерируемых с помощью комбинации четырех красок, плашечные цвета гарантируют точное воспроизведение, то есть они всегда одинаковы. CMYK, к сожалению, в связи с техническими особенностями генерации цвета такой точности не имеет, поэтому один и тот же цвет может каждый раз выглядеть немного по-другому. Это, кстати, один из основных недостатков воспроизведения палитры CMYK на физических носителях, но можем заверить вас – проблема касается далеко не всех цветов.
Самыми распространенными плашечными цветами является цветовая палитра Pantone. Благодаря системе соответствия цветов Pantone и ее специальным каталогам вы можете выбрать любой цвет, который вам необходим.
Также, в цифровой технологии печати существует понятие использования дополнительного цвета, то есть речь идет о пятой дополнительной краске, которая печатается в приложении к CMYK. Такие цвета могут быть разными, например, металлик (серебро, золото) или флуоресцентные краски и т.д. Конечно, это предоставляет дополнительные возможности в создании качественной и оригинальной современной полиграфии.
Стоит отметить, что макеты с плашечными цветами требуют дополнительного внимания при подготовке к печати, ведь они также должны отвечать определенным техническим требованиям.
И в завершение
Для того чтобы правильно отобразить цвет в том или ином проекте, важно понимать основные параметры и характеристики используемых цветных моделей. Ведь любая из них целесообразна при использовании в определенных целях.
Так, например, цветовой режим RGB имеет большие преимущества при работе с цифровыми проектами. Ведь благодаря широкому спектру цвета и подсветке дисплея удается создавать неповторимые яркие и насыщенные графические дизайны. Такая графика идеально оптимизирована для цифровых экранов, а ее визуально привлекательный внешний вид прекрасно подходит для использования, например, в социальных сетях, вебсайтах или мультимедийных презентациях.
В то же время цветная система CMYK наоборот – имеет смысл только при работе с печатными материалами. Однако оптимальных результатов при печати можно добиться четко понимая разницу между палитрами CMYK и RGB, умением их правильного преобразования и цветокоррекции. Только таким образом возможно обеспечение точной цветопередачи и полное достижение поставленных целей. Также следует отметить, что готовя файлы к печати следует хотя бы поверхностно ориентироваться в технологиях производства полиграфии и строго соблюдать все технические требования типографии для получения качественного продукта на выходе.
Итак, RGB и CMYK – это два разных цветовых режима, предназначенных для конкретных целей в графическом дизайне. И, точно, при грамотном и целесообразном использовании этих цветовых палитр, из них можно выжать максимум преимуществ и тем самым достичь наивысшего результата в создании своего проекта.