В этой статье мы расскажем как экономно использовать возможности печати дополнительными цветами (белый, прозрачный).
1. Почему печать дополнительными цветами стоит дорого?
В цифровой печати давно так сложилось, что цена обычного цветного клика в промышленных типографиях не зависит от заполнения оттиска краской/тонером. Причина тому – модель взаимодействия с компанией-поставщиком оборудования.
С появлением возможности печати дополнительными цветами, производители печатного оборудования избрали путь, при котором в цену оттиска (которую типография платит за обслуживание машины и расходные материалы) с использованием дополнительного цвета, не входит стоимость этого самого дополнительного тонера.
При печати дополнительным цветом на темной бумаге, например, визиток в один цвет и полноцветного пригласительного с белой подложкой – разница в заполнении будет значительна. В данном случае, принцип "мы продаём доп. цвета по средней фиксированной цене" будет несправедливым и экономически невыгодным, или типографии, или заказчику. Тут уж зависит от конкретного макета, и выбранной "средней цены" (какому именно заполнению она будет соответствовать).
Сложившийся "стандартный" подход на рынке обычно сводится к тому, что типография объявляет достаточно высокую фиксированную цену, чтобы защитить себя от рисков в случае если, например, клиент попросит "залить" доп. цветом весь лист. Чаще цена указывается для какого-то среднего заполнения (например, 50%). Тут важно понимать, что в случае меньшего заполнения – скидку обычно не предлагают, зато в случае бОльшего – доплачивать таки приходится. И если на мелких тиражах (1-5-10 листов) зачастую это не является проблемой, то на больших – цена заказов взлетает до небес...
2. Как уменьшить стоимость изделия с применением дополнительного цвета?
Предложить заказчику интересную цену, которая будет адекватна заполнению, даст возможность учет заполнения отпечатка. Это простое решение позволит и типографии зарабатывать, и клиенту получать доп. цвета “не за все деньги мира”... Но к сожалению, на рынке нет ПРОСТОГО инструмента, который позволил бы каждому быстро и просто проверить макет и узнать заполнение...
Компания Фастпринт создала такой инструмент – Расчёт заполнения.
Здесь важно отметить, что при подаче макетов на печать дополнительными цветами, эти самые доп. цвета необходимо вынести в отдельный цветовой канал. Всё что нужно напечатать доп. цветом, должно быть задано с помощью spot-цвета (Pantone). Название Pantone в данном случае роли не играет, тут главное то, что с точки зрения печати это уже не CMYK... Вернее, при обычной цветной цифровой печати все Pantone переводятся в CMYK автоматически, а здесь мы как бы даем команду печатной машине – "вот этот Pantone печатать вот этим доп. цветом"... Таким образом, если загрузить правильно подготовленный макет (в формате PDF) в наш инструмент расчета заполнения, то можно увидеть заполнение, как по каналам CMYK (в данном случае скорее "для справки"), так и по SPOT-каналам, заполнение по которым как раз и можно рассматривать, как заполнение по белому, прозрачному и т.д.!
3. Ваша выгода по итогам простых расчетов
Разброс значений заполнения при печати дополнительными цветами может быть очень существенным.
На примере "прозрачного тонера" или "белого тонера", может идти речь о макетах, в которых, например, прозрачным надо выделить только логотип и фамилию на визитке (2-4%), а может возникнуть необходимость покрыть прозрачным (имитация лака) весь, или почти весь, макет (50-80%). С белым цветом аналогично – можно на темном дизайнерском картоне печатать белым текст визитки (3-5%), а можно на том же темном картоне сделать открытку с полноцветным изображением, под которое необходимо положить белый по всей площади по понятным причинам (70-90%)…
Рассмотрим ценообразование на примере двух макетов с разным заполнением пятой краской.
Вводные данные: необходима печать флаеров евро-формата (210х100 мм), на мелованной бумаге 130 гр/м.кв, печать односторонняя полноцветная с прозрачным тонером (имитация выборочного лака).
Подготовив правильно макеты, предварительно вынеся в отдельный слой с названием Clear все, что мы собираемся напечатать прозрачным тонером, загружаем макет в инструмент для вычисления заполнения по цветовым каналам.
В первом макете мы специально решили покрыть лаком минимальную область запечатки.
Анализируя полученные данные мы выбираем раскладку на стандартный печатный лист формата SR-A3, так как на SR-A3 MAX+ в данном случае ложится такое же количество изделий – 6 шт. Ставим отметку на строке ”учитывать вылеты” потому, что в загруженном макете они не учтены (указан чистый размер 210х100 мм).

Теперь подробнее рассматриваем полученные результаты.
Выбрав нужный цветовой канал (Clear) – видим заполнение по данному каналу 1,9%.

Учитывая нашу политику ценообразования, стоимость печати тиража по описанным выше параметрам с учетом заполнения пятой краской на 2% составляет 406 грн (при тираже 100 изделий).
Во втором макете стоит задача покрыть прозрачным тонером большую часть изображения.
Проводим те же манипуляции, что и в первом случае.

Выбрав нужный цветовой канал (Clear) в данном случае видим результат заполнения пятой краской - 53,8%.

Стоимость производства тиража по параметрам описанным выше с заполнением пятой краской на 54% составит – 486 грн (при тираже 100 изделий).
Итак, путем простых расчетов мы видим что разница в цене тиражей с заполнением пятой краской на 2% и на 54% составляет – 16%, что на больших тиражах даст существенные отличия в цене!
Целесообразность использования инструмента для расчета заполнения пятой краской и учет этого заполнения при ценообразовании – очевидны!
Что и следовало доказать ;)
4. Пример использования инструмента (видео)
Рекомендуем смотреть в полноэкранном режиме в HD качестве