Несмотря на то, что существует только три основных цвета (желтый, синий, красный), в мире имеется бесчисленное количество оттенков цвета! Естественно то, что люди воспринимают и называют эти цвета по-разному. У всех разное представление, что такое «небесно-голубой», «травянисто-зелёный», или «огненно-рыжий». Один и тот же цвет для кого-то будет просто светло-зеленый, для кого-то салатовый, а для кого-то фисташковый…. Кто из них прав?
Время до всем известного Pantone.
В далеком 1692 году один малоизвестный на то время художник по имени А. Boogert написал замечательную книгу «Traité des couleurs servant à la peinture à l’eau» (голландский яз.) об использовании цвета в живописи, в которой рассказал о том, как создавать определенные цвета и менять их оттенки добавив определенное количество воды в акварель.
Огромное учебное пособие по смешиванию красок состояло из 894 страниц с наглядным иллюстрированным примером создания всевозможных оттенков цвета. В первой теоретической части книги художник рассказал о технике работы с акварелью. Далее, сопровождая каждый рисунок комментарием, поведал в каких пропорциях нужно развести водой краску, чтобы получить нужный тон цвета, а в конце книги были записаны уникальные индексы для каждого из них.
Данная рукописная и вручную раскрашенная книга – поистине единственное полное руководство по работе с красками и цветами того времени. Она негласно считается предшественником классического веера Pantone, такого каким мы его знаем сейчас.
Ныне, это по своей сути фантастическое издание хранится в национальной библиотеке Экс-ан-Прованса «Bibliothèque Méjanes» (Франция). Увидеть ее не так просто, но к счастью интересующихся профессионалов и любителей истории – на интернет просторах предоставлена электронная версия этой книги (в высоком разрешении доступна по ссылке) !
И да, как показывает опыт, все новое – это хорошо забытое старое!
Учитывая уникальность и мало известность данного пособия, вопрос цветообразования оставался не закрытым еще около 300 лет, ведь общедоступной книга стала лишь в наше время.
Проблема подбора цвета и его точного воспроизведения до сих пор не теряет своей актуальности. Вопрос цветопередачи затрагивает самые разнообразные сферы человеческой деятельности – изобразительное искусство, дизайн, фотоискусство, полиграфия, мода, архитектура, косметология, стоматология и разное другое.
Цвет важен везде!
Так как же человечеству удалось навести порядок во всех этих цветах и оттенках, избежать хаоса и научиться говорить о цвете «на одном языке» не зависимо от сферы деятельности? Как же все-таки был упорядочен такой огромный объем информации?
… 300 лет спустя
В 1963 году основателем компании Pantone Лоуренсом Гербертом (Herbert Lawrence) была создана инновационная система стандартизации цвета. Всю информацию о цвете автор собрал в специфической «книге», которая для удобства пользования была создана в форме веера. Это универсальная общепризнанная система подбора цвета, с цифровой идентификацией цветов.
Pantone – это своеобразный язык для точной цветовой коммуникации, эдакая азбука Морзе в мире цветообразования.
Следует отметить о развитии данного направления.
На сегодняшний день создано множество палитр для понимания передачи цвета на различных материалах, используемых в разных областях дизайна. Они постоянно обновляются и пополняются новыми цветами. Для точности, срок годности вееров ограничен в связи с возможным выгоранием цвета со временем.
Также Pantone выпускает некоторое программное обеспечение по управлению цветом для дизайнеров, фотографов, полиграфистов.
Дополнительным источником знаний о цвете для профессионалов различных промышленных отраслей служит исследовательский и информационный центр - Pantone Color Institute. Благодаря ему, Pantone продолжает изучать цвет и его влияние на человека, а именно: на процессы мысли, эмоции и физические реакции. Это незаменимая информация для лучшего понимания и более эффективного использования цвета профессионалами.
Pantone в цифровой технологии печати
Стоит отметить и то, что цветовая палитра Pantone имеет свое место и в цифровой технологии печати. Цифровые печатные машины, например, Xerox Versant 2100, а точнее их растровые процессоры умеют эмулировать Пантоны. Очевидно, что не все Пантоны хорошо поддаются воспроизведению цифровой печатью по причине ограниченного цветового охвата. Но в целом, растровый процессор лучше справляется с эмуляцией цветов, чем графические программы.
Полезное использование веера
Для того, чтобы использовать веер – не обязательно быть профессионалом в полиграфии, например. Ведь он послужит надежным помощником при выборе корпоративного цвета в любой отрасли, при создании дизайна интерьера, вовремя разработки модельного ряда одежды, даже во время организации ивентов и пр.
Важно заметить, что Pantone Color Institute ежегодно выбирает самые трендовые цвета сезона, среди которых после определяет основной – так называемый «цвет года». Анализ проводится заранее, что позволяет учитывать прогнозируемые модные тенденции при разработке дизайна любого продукта.
В общем, идем в ногу со временем и пользуемся благами, созданными для нас высокими умами человечества! Разукрасим нашу жизнь всеми цветами радуги в прямом и переносном смысле данного слова ;)